О системе

Термин

Расшифровка

Аудитор Счетной палаты 

Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие направления деятельности Счетной палаты. Конкретное содержание направления деятельности Счетной палаты, возглавляемого аудитором Счетной палаты, определяется Регламентом Счетной палаты.

Совет Федерации и Государственная Дума назначают по шесть аудиторов Счетной палаты сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации.  Аудиторы Счетной палаты в пределах своей компетенции, устанавливаемой Регламентом Счетной палаты, самостоятельно решают все вопросы организации деятельности возглавляемых ими направлений и несут ответственность за ее результаты.

Внешний государственный аудит

- деятельность Счетной палаты Российской Федерации по контролю порядка формирования, управления и распоряжения средствами федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, федеральной собственностью и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты Российской Федерации, обеспечивающими безопасность и социально-экономическое развитие Российской Федерации.

 Нарушение

 

 Недостаток

- действие или бездействие должностных лиц объекта контроля, противоречащее требованиям правовых норм, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения

- необеспечение достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетов объема средств

География аудита

- распределение объектов аудита на территории Российской Федерации в зависимости от места регистрации объекта аудита в разрезе субъектов Российской Федерации. При отнесении объекта аудита к субъекту Российской Федерации учитывается только вышеприведенная географическая составляющая.

Главные администраторы

- главные распорядители (распорядители) средств федерального бюджета, главные администраторы (администраторы) доходов федерального бюджета, главные администраторы (администраторы)  источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Мероприятия аудита

- документальные проверки законности и целевого использования государственных (муниципальных) средств и государственной (муниципальной) собственности, обоснованности и полноты формирования (поступления) доходов бюджетов, ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, достоверности бюджетной и иной финансовой отчетности. При проведении финансового аудита осуществляется проверка соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Направления деятельности

– направления деятельности Счетной палаты Российской Федерации определены  Регламентом Счетной палаты Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации». Направление деятельности – это специализация контрольных департаментов Счетной палаты Российской Федерации, деятельность каждого из которых координируется аудитором Счетной палаты Российской Федерации, на контроля за определенными расходами федерального бюджета.

Неправомерное использование бюджетных средств

- направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств  при отсутствии правовых оснований предоставления указанных средств.

Нецелевое использование бюджетных средств

- направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Неэффективное использование бюджетных средств

- планирование и осуществление расходов бюджета без учета принципа эффективности использования бюджетных средств, который заключается в достижении заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижении наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Объект аудита

- организация, в отношении которой проводится документальная проверка. Объектами аудита могут быть:

главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств;

главные администраторы, администраторы доходов бюджета;

главные администраторы, администраторы источников финансирования дефицита бюджета;

финансовые органы;

 государственные (муниципальные) учреждения, унитарные предприятия, корпорации и компании;

организации с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах;

организации, получившие средства из бюджета или государственную гарантию;

органы управления государственными внебюджетными фондами и юридические лица, получающие средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов;

кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами.

Отчет по видам нарушений

- отчет,  содержащий перечень видов нарушений, классифицированных в соответствии с Классификатором нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), применяемого Счетной палатой Российской Федерации

Предписания

- документ контрольного органа, содержащий требования об устранении нарушений и (или) требования о возмещении причиненного такими нарушениями ущерба. Предписание обязательно для исполнения. Срок исполнения указывается в предписании.

Представления

- документ контрольного органа, который содержит информацию о выявленных нарушениях и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений. Представление обязательно для рассмотрения адресатом. Срок рассмотрения указывается в представлении, а если срок не указан, то документ должен быть рассмотрен в течение 30 дней. О результатах рассмотрения адресат обязан сообщить в контрольный орган.

Принятые меры

- предписания, представления, информационные письма, уведомления о применении мер бюджетного принуждения и иные меры, предпринятые Счетной палатой Российской Федерации для устранения объектами аудита выявленных нарушений и недостатков и (или) минимизации их негативных последствий.

Протоколы

- протоколы об административных правонарушениях, оформленные уполномоченными должностными лицами контрольных органов.

Прочие

- объекты аудита, не относящиеся к главным администраторам и не являющиеся подведомственными федеральными государственными учреждениями по отношению к главным администраторам бюджетных средств федерального бюджета

Результаты внешнего государственного аудита

- выявленные в результате проведения внешнего финансового аудита (контроля) нарушения и недостатки, отраженные в материалах проверки рассмотренные Коллегией Счетной палаты Российской Федерации.

Сумма выявленных нарушений и недостатков

- определяется по тем нарушениям, которые относятся к конкретной финансово-хозяйственной операции, совершенной в проверенном периоде объектом контроля. Например, средства федерального бюджета использованы не по целевому назначению или неэффективно. Если, к примеру, нарушение выявлено в части процедур по несоблюдению установленных нормативными правовыми актами правил формирования проекта бюджета и не связано непосредственно с использованием средств федерального бюджета, оценку нарушений в денежном выражении осуществлять не имеет смысла ни при описании нарушений, ни при определении мер по их устранению.

При определении сумм выявленных нарушений используются определенные правила, предусматривающие исключение двойного счета, когда в рамках контрольного мероприятия есть ряд нарушений, допущенных при расходовании одной и той же суммы бюджетных средств. При определении суммы выявленных нарушений учитываются также суть и экономический смысл нарушения, особенности нормативного регулирования порядка и правил совершения той или иной финансово-хозяйственной операции и некоторые другие факторы.

Факт нарушения

- отражение на основании материалов контрольных мероприятий в информационной системе Счетной палаты Российской Федерации нарушения, выявленного в ходе аудита.